Бесполезный контент: Куда сливают силы, время и деньги?

Марк Керн, похоже, решил пойти по стопам Грега Стрита: с разработкой собственного проекта Firefall у него обострилось желание писать посты и статьи. Впрочем, если Грег в основном “скрывает” всякие косяки и говорит “все идет по плану”, Марк предпочитает срывать покровы и разоблачать. Его предыдущая статья была посвящена тому, как WoW убил ММО. А вот свежая не столь холиварная, но все же очень интересная.

Статью переводить не буду, но смысл в общем-то такой:

  • Бюджет типичной ММО в наши дни составляет порядка 100 миллионов долларов.
  • Стоимость разработки одной локации примерно 3.5 миллиона долларов.
  • В результате стоимость одного часа геймплея — 437 тысяч долларов.
  • Для создания локации нужно вручную разместить все: от гор и домов до последней травинки и косточки на земле.
  • И при этом почти 90% локаций не используется, поскольку предполагает принцип: прошел один раз и забыл.

И да, Марк признает, что игра уровня World of Warcraft может позволить себе такой бюджет, который обеспечивал бы регулярное добавление контента для скучающих игроков. И что самым выгодным контентом является “горизонтальный” и “динамический” — то есть доступный на максимальном уровне, периодически понемногу меняющийся, устаревающий куда медленнее, чем зоны для прокачки.

Ну вот я тут подумал и прикинул свой ТОП-3 бесполезных затрат сил разработчиков:

3. Рейды
Возможно, это покажется ересью, но я считаю именно так. На рейды тратится необоснованно большое количество ресурсов, а результат всегда один — вайн. Огненные недра (а в классике — Molten Core) врезались в память не своим дизайном, а эпичностью боев и пафосным появлением Рагнороса. Какой там дизайн? Гладкие глиняные стены и 0.00 декораций. И теперь посмотрим на Престол Гроз, который прелестен, нет сомнений, но ведь и к его дизайну придрались: тут, мол, темно; тут слишком линейно; а здесь и вообще непонятно что. Ну не странно ли?

2. Луносвет/Экзодар
Не секрет, что эти города не пользовались популярностью даже в актуальное время. А сейчас встретить там игрока более-менее высокого уровня и вовсе фантастика. Учитывая размеры, проработку деталей и оформление этих столиц — мы потеряли полноценных 2-3 рейда.

1. Катаклизм
Ну не весь, конечно, но переработка старого мира — один большой “слив полимеров” в канализацию. Нет, я очень доволен рядом изменений. Живой развивающийся мир — это классно, это здорово. Но практика показала, что не оценили игроки переработки никому не нужного низкоуровневого контента, относящегося к тем самым 90% “неиспользуемого”. А ведь на затраченные на Катаклизм денежки, видимо, можно было бы 1-2 Пандарии соорудить =) И это — без учета оттока подписчиков.

Да, у Марка Керна, как читатели отметили в предыдущем посте, есть свои причины писать статейки — он продвигает свой продукт — ММО Firefall. Однако мысли здравые и находящие подтверждение в действиях Близзард. Что мы видим?

  • Степи переработали чуть-чуть? Но локация снова ожила.
  • В патче 5.4 так же оживят Дуротар и прилегающие окрестности.
  • Благодаря охоте за питомцами старые рейды вновь активно посещаются.
  • А от идеи “убер-столиц”, сжирающих массу времени и ресурсов, и вовсе отказались, выдав два домика одинаковой планировки в Вечноцветущем доле =)
Еще на эту тему: